Вязкость моторного масла: как обозначается
25 апреля 2025 0:00
// Нефтепродукты
Вязкость масла – это его способность оказывать сопротивление перемещению одного ее слоя относительно другого, характеризующая степень густоты смазки и ее способность обеспечивать работоспособность автомобиля в различных климатических условиях.
Вязкость масла – это его способность оказывать сопротивление перемещению одного ее слоя относительно другого, характеризующая степень густоты смазки и ее способность обеспечивать работоспособность автомобиля в различных климатических условиях. Масло благодаря вязкости должно уплотнять зазоры и обеспечивать максимальную работоспособность двигателя, снижая трение, не должно испаряться при высоких температурах и густеть на морозе, теряя свои способности.
ИВ (индекс вязкости) смазочного материала – это безразмерная величина, показывающая на способность изменения вязкости смазочного материала при различной температуре. Если ИВ моторной жидкости будет выше, оно скорее попадет в места трения при минусовых температурах и сможет снизить износ при плюсовых.
Масла с высоким значением ИВ обладают адаптационной способностью к перепадам температур, а с низким ИВ могут помешать запуску двигателя при минусовой температуре и плохо защищают от износа детали, подвергающиеся трению. Моторные жидкости с более высокими показателями выше по цене и качеству.
Выбирая масла, следует делать акцент на маркировку тары. В маркировке 5W-40 символы до дефиса указывают на динамическую, а после – на кинематическую вязкость.
Абсолютная или динамическая вязкость масла или сила ее сопротивления - число и буква маркировки, стоящие на первом месте. Предел отрицательных температур, при которых масло сохраняет работоспособность следующий: 0W – (-40оС), 5W – (-35оС), 10W – (-25оС), 20W – (-15оС).
Кинематическая вязкость – число, отображающее время, за которое объем измеряемой жидкости пройдет через отверстие измерительного прибора. Чем выше цифра на таре, тем гуще смазка. Кинематическая вязкость – непостоянная величина и имеет свойство изменяться при разных температурах. Чем выше данное число, тем больше степень износа мотора и сопротивление деталей, подвергающихся трению.
Согласно общепринятой международной классификации SAE смазочные материалы могут быть трех видов: зимние, летние и всесезонные.
Маркировкой от 0W до 25W обозначаются зимние масла, используемые для эксплуатации двигателей при минусовых температурах. W – начальная буква слова «Winter», в переводе с английского языка означающего зима.
Важно: маркировка не обозначает температуру для работы смазки! Число перед W обозначает текучесть моторной жидкости при низких температурах.
Маркировкой в виде чисел от двадцати до шестидесяти обозначаются летние жидкости, имеющие высокую вязкость и позволяющую пленке крепче «держаться» на рабочих элементах.
Внимание: Числа летнего параметра к градусной шкале отношения не имеют! Масло с вязкостью 30 нормально функционирует при температуре до +30оС, 40 – до +45оС, 50 – до +50оС.
Маркировка всесезонного универсального масла включает букву W между двумя числами, например, 5W-30. Климатический диапазон универсального масла определяется просто, например, для 5W-30 он варьируется в пределах от -35 оС до +30оС. Всесезонные масла удобны в использовании, поэтому более популярны, чем летние и зимние варианты.
Выбирая состав, не стоит принимать во внимание лишь стандарт SAE, следует учитывать рекомендации автопроизводителя и условия работы автотранспорта.
Изначально API предложил Американский Нефтяной институт в 1969 году, как стандарт для формирования категорий смазочных материалов, согласно их характеристике. Моторные жидкости для бензиновых двигателей классифицируются, начинаясь с символа S (Service), для дизелей – с буквы C (Commercial)
Для бензиновых двигателей классификация API предлагает следующие категории масел, предназначенных для автомобилей с разными годами выпуска и характеристиками:
SC – выпуск ТС до 1964 года;
SD –1964-1968 годы выпуска;
SE – выпускаемые с 1969 по 1972 год;
SF – 1973-1988 годы выпуска;
SG – 1989-1994 г., эксплуатация автотранспорта в жестких условиях;
SH – 1995-1996 г., работа автомобилей в жестких условиях;
SJ – 1997-2000 г., хорошее энергосбережение масел;
SL – 2001-2003г., увеличенный эксплуатационный срок;
SM – выпускаемые с 2004 года;
SL+ с высокой устойчивостью к окислению.
Американской классификацией предусмотрены следующие категории масел в зависимости от года выпуска и характеристик дизелей:
CB – до 1961 г., функционирующие на топливе с большим включением серы;
CC – до 1983 г., работающих в тяжелых условиях;
CD – до 1990 г., эксплуатируемые в тяжелых условиях на топливе с большим содержанием серы;
CE – до 1990 г., с турбированным двигателем;
CF – с 1990 г., с турбированным мотором;
CG-4 – с 1994 г., с наличием турбины;
CH-4 – с 1998 г., подпадающих под нормы токсичности USA;
CI-4 – для турбированного автотранспорта с клапаном EGR (Exhaust Gas Recirculation);
CI-4 plus – для турбированных автомобилей с клапаном EGR (система рециркуляции отработанных газов), с высокой нормой токсичности USA.
Если моторная жидкость соответствует классификации API, это говорит о его хорошем качестве и пригодности для автомобилей различных марок.
При конструировании двигателей рабочие показатели рассчитываются при его работе при определенной температуре. В таких штатных условиях смазка по максимуму наполняет зазоры и обеспечивает наибольшее снижение трения.
Если начать движение сразу после запуска мотора, не прогревая автомобиль, масло останется холодным и густым. Вследствие увеличения вязкости значительно повышается трение между контактирующими деталями и степень износа двигателя. Отсутствие прогрева ТС в холодный период года может негативно сказаться на ТС.
Применение смазочного материала с большей вязкостью, чем рекомендовано автопроизводителем, может иметь определенные последствия:
Слишком густой смазочный материал оказывает негативное влияние на работу мотора, но не приводит к его быстрой поломке и ремонту.
Последствия применения с вязкостью ниже нормы
Использование моторной жидкости с меньшей вязкостью, чем рекомендовано автопроизводителем, может привести к следующим значительным последствиям:
Масло лучше выбирать в соответствии с его вязкостью, если в ходе выбора возникают сомнения, можно проконсультироваться с компетентным специалистом.
Индекс вязкости
ИВ (индекс вязкости) смазочного материала – это безразмерная величина, показывающая на способность изменения вязкости смазочного материала при различной температуре. Если ИВ моторной жидкости будет выше, оно скорее попадет в места трения при минусовых температурах и сможет снизить износ при плюсовых.
Масла с высоким значением ИВ обладают адаптационной способностью к перепадам температур, а с низким ИВ могут помешать запуску двигателя при минусовой температуре и плохо защищают от износа детали, подвергающиеся трению. Моторные жидкости с более высокими показателями выше по цене и качеству.
Виды вязкости и обозначение моторных масел по SAE
Выбирая масла, следует делать акцент на маркировку тары. В маркировке 5W-40 символы до дефиса указывают на динамическую, а после – на кинематическую вязкость.
Абсолютная или динамическая вязкость масла или сила ее сопротивления - число и буква маркировки, стоящие на первом месте. Предел отрицательных температур, при которых масло сохраняет работоспособность следующий: 0W – (-40оС), 5W – (-35оС), 10W – (-25оС), 20W – (-15оС).
Кинематическая вязкость – число, отображающее время, за которое объем измеряемой жидкости пройдет через отверстие измерительного прибора. Чем выше цифра на таре, тем гуще смазка. Кинематическая вязкость – непостоянная величина и имеет свойство изменяться при разных температурах. Чем выше данное число, тем больше степень износа мотора и сопротивление деталей, подвергающихся трению.
Согласно общепринятой международной классификации SAE смазочные материалы могут быть трех видов: зимние, летние и всесезонные.
Маркировкой от 0W до 25W обозначаются зимние масла, используемые для эксплуатации двигателей при минусовых температурах. W – начальная буква слова «Winter», в переводе с английского языка означающего зима.
Важно: маркировка не обозначает температуру для работы смазки! Число перед W обозначает текучесть моторной жидкости при низких температурах.
Маркировкой в виде чисел от двадцати до шестидесяти обозначаются летние жидкости, имеющие высокую вязкость и позволяющую пленке крепче «держаться» на рабочих элементах.
Внимание: Числа летнего параметра к градусной шкале отношения не имеют! Масло с вязкостью 30 нормально функционирует при температуре до +30оС, 40 – до +45оС, 50 – до +50оС.
Маркировка всесезонного универсального масла включает букву W между двумя числами, например, 5W-30. Климатический диапазон универсального масла определяется просто, например, для 5W-30 он варьируется в пределах от -35 оС до +30оС. Всесезонные масла удобны в использовании, поэтому более популярны, чем летние и зимние варианты.
Выбирая состав, не стоит принимать во внимание лишь стандарт SAE, следует учитывать рекомендации автопроизводителя и условия работы автотранспорта.
Классификация смазочных материалов по API
Изначально API предложил Американский Нефтяной институт в 1969 году, как стандарт для формирования категорий смазочных материалов, согласно их характеристике. Моторные жидкости для бензиновых двигателей классифицируются, начинаясь с символа S (Service), для дизелей – с буквы C (Commercial)
Масла для бензиновых двигателей
Для бензиновых двигателей классификация API предлагает следующие категории масел, предназначенных для автомобилей с разными годами выпуска и характеристиками:
SC – выпуск ТС до 1964 года;
SD –1964-1968 годы выпуска;
SE – выпускаемые с 1969 по 1972 год;
SF – 1973-1988 годы выпуска;
SG – 1989-1994 г., эксплуатация автотранспорта в жестких условиях;
SH – 1995-1996 г., работа автомобилей в жестких условиях;
SJ – 1997-2000 г., хорошее энергосбережение масел;
SL – 2001-2003г., увеличенный эксплуатационный срок;
SM – выпускаемые с 2004 года;
SL+ с высокой устойчивостью к окислению.
Моторные жидкости для дизелей
Американской классификацией предусмотрены следующие категории масел в зависимости от года выпуска и характеристик дизелей:
CB – до 1961 г., функционирующие на топливе с большим включением серы;
CC – до 1983 г., работающих в тяжелых условиях;
CD – до 1990 г., эксплуатируемые в тяжелых условиях на топливе с большим содержанием серы;
CE – до 1990 г., с турбированным двигателем;
CF – с 1990 г., с турбированным мотором;
CG-4 – с 1994 г., с наличием турбины;
CH-4 – с 1998 г., подпадающих под нормы токсичности USA;
CI-4 – для турбированного автотранспорта с клапаном EGR (Exhaust Gas Recirculation);
CI-4 plus – для турбированных автомобилей с клапаном EGR (система рециркуляции отработанных газов), с высокой нормой токсичности USA.
Если моторная жидкость соответствует классификации API, это говорит о его хорошем качестве и пригодности для автомобилей различных марок.
Вязкость смазки и прогрев двигателя
При конструировании двигателей рабочие показатели рассчитываются при его работе при определенной температуре. В таких штатных условиях смазка по максимуму наполняет зазоры и обеспечивает наибольшее снижение трения.
Если начать движение сразу после запуска мотора, не прогревая автомобиль, масло останется холодным и густым. Вследствие увеличения вязкости значительно повышается трение между контактирующими деталями и степень износа двигателя. Отсутствие прогрева ТС в холодный период года может негативно сказаться на ТС.
Последствия применения смазки с вязкостью выше нормы
Применение смазочного материала с большей вязкостью, чем рекомендовано автопроизводителем, может иметь определенные последствия:
- повышение температуры мотора вследствие снижения качества теплоотвода;
- быстрое окисление смазки вследствие повышения температуры двигателя, что приведет к ее частой замене;
- большее изнашивание мотора при его работе на постоянных высоких оборотах вследствие изменения трения;
Слишком густой смазочный материал оказывает негативное влияние на работу мотора, но не приводит к его быстрой поломке и ремонту.
Последствия применения с вязкостью ниже нормы
Использование моторной жидкости с меньшей вязкостью, чем рекомендовано автопроизводителем, может привести к следующим значительным последствиям:
- испарению и сгоранию смазочного материала при использовании ТС, что приводит к частой замене смазки;
- уменьшению толщины смазочной пленки, необходимой для увеличения износостойкости деталей и обеспечения их защиты от действия высоких температур;
- образованию клина двигателя, что означает продолжительный и высокозатратный ремонт.
Масло лучше выбирать в соответствии с его вязкостью, если в ходе выбора возникают сомнения, можно проконсультироваться с компетентным специалистом.
- Комментарии
Загрузка комментариев...