Минералка или синтетика? Что нужно знать о базовом масле?
13 января 2023 0:00
// Нефтепродукты
Факторами, влияющими на выбор моторного масла, являются вязкость, рекомендации производителя авто, допуск и стоимость. Перед тем как разобраться в нюансах выбора, рассмотрим этапы производства масла и переработки нефтепродуктов.
Факторами, влияющими на выбор моторного масла, являются вязкость, рекомендации производителя авто, допуск и стоимость. Перед тем как разобраться в нюансах выбора, рассмотрим этапы производства масла и переработки нефтепродуктов.
Первый производственный этап, называемый «перегонкой», дает возможность разделить исходное сырье на фракции:
В верхнем слое образуется газообразная смесь, задействованная на последующих этапах в получении пластика и иных веществ.
Бензин. Топливо для автомобилей
Керосин. Горючее для самолетов и крупногабаритной техники.
В самом нижнем слое образуется газойлевая фракция, используемая в дальнейшем для получения дизельного топлива.
Мазут. Образуется после удаления перечисленных фракций. Из него образуется гудрон, применяемый для производства битума и масел.
Современная классификация масел составлена с учетом способа получения, наличия примесей и показателей вязкости. Полученные продукты с I по III групп добываются из самой нефти и считаются минеральными. В основе градации лежит выбранный метод очистки:
I — селективная очистка;
II — гидроочистка;
III — гидрокрекинг и иные способы.
При движении от первой к третьей группе количество процессов очистки увеличивается, соответственно и масло становится чище. Смазочные материалы IV и V групп отличаются химическим составом и относятся к синтетическим.
Для образования базового масла первой группы сырье подвергается селективной очистке. Это самая популярная группа масел, занимающая до 70% объема всего производства смазочных материалов. Плюсы такого масла:
Минусы:
Для формирования базового масла II группы к уже указанным способам прибавляется гидроочистка, позволяющая снизить количество нежелательных включений серы и азота, которые разрушают внутренние поверхности двигателя. Достоинства:
мало вредных примесей;
слабая испаряемость;
более высокие антиокислительные свойства.
Недостатки:
меньший индекс вязкости (80 — 120) по отношению к III группе.
Для формирования базового масла III группы сырье проходит многочисленные циклы очистки, в результате чего образуется продукт очень высокого качества. Плюсы:
Масла IV и V групп близки к синтетике, а по некоторым свойствам и вовсе превосходят ее. Их получают на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полученные масла IV группы обладают отличными свойствами в плане антиокислительной способности, испаряемости, индекса вязкости и могут работать в температурном диапазоне от -70 до +180 градусов. Несмотря на исключительные свойства, обладают некоторыми недостатками, а именно слабой смешиваемостью с присадками и узкой сферой использования.
В сравнении с минеральными смазками, синтетика слабо растворяет присадки, а без них она не обладает столь впечатляющими показателями качества. Использовать чистую синтетику целесообразно лишь при очень высоких нагрузках на двигатель, например, в автомобильном спорте.
Есть и V группа базового масла, получаемая на основе сложных эфиров. Чистый продукт этой группы не запущен в массовое производство по причине чрезмерно высокой себестоимости.
Нет единого мнения относительно того, что лучше: минералка или синтетика. Нужно учитывать допуск и рекомендации производителя и состояние транспортного средства. К преимуществам минеральных продуктов относится доступность для автолюбителей, в то время как синтетика ценится за отличную работу при любых температурах.
Первый производственный этап, называемый «перегонкой», дает возможность разделить исходное сырье на фракции:
В верхнем слое образуется газообразная смесь, задействованная на последующих этапах в получении пластика и иных веществ.
Бензин. Топливо для автомобилей
Керосин. Горючее для самолетов и крупногабаритной техники.
В самом нижнем слое образуется газойлевая фракция, используемая в дальнейшем для получения дизельного топлива.
Мазут. Образуется после удаления перечисленных фракций. Из него образуется гудрон, применяемый для производства битума и масел.
Современная классификация масел составлена с учетом способа получения, наличия примесей и показателей вязкости. Полученные продукты с I по III групп добываются из самой нефти и считаются минеральными. В основе градации лежит выбранный метод очистки:
I — селективная очистка;
II — гидроочистка;
III — гидрокрекинг и иные способы.
При движении от первой к третьей группе количество процессов очистки увеличивается, соответственно и масло становится чище. Смазочные материалы IV и V групп отличаются химическим составом и относятся к синтетическим.
Для образования базового масла первой группы сырье подвергается селективной очистке. Это самая популярная группа масел, занимающая до 70% объема всего производства смазочных материалов. Плюсы такого масла:
- простой процесс производства;
- невысокая себестоимость;
- отлично растворяются присадки.
Минусы:
- слабовыраженные окислительные свойства;
- формирование отложений;
- неустойчивость к низким температурам.
Для формирования базового масла II группы к уже указанным способам прибавляется гидроочистка, позволяющая снизить количество нежелательных включений серы и азота, которые разрушают внутренние поверхности двигателя. Достоинства:
мало вредных примесей;
слабая испаряемость;
более высокие антиокислительные свойства.
Недостатки:
меньший индекс вязкости (80 — 120) по отношению к III группе.
Для формирования базового масла III группы сырье проходит многочисленные циклы очистки, в результате чего образуется продукт очень высокого качества. Плюсы:
- оптимальный индекс вязкости (более 120);
- устойчивость к окислению;
- минимальное наличие нежелательных примесей;
- практически не испаряется, что снижает расход на угар.
Масла IV и V групп близки к синтетике, а по некоторым свойствам и вовсе превосходят ее. Их получают на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полученные масла IV группы обладают отличными свойствами в плане антиокислительной способности, испаряемости, индекса вязкости и могут работать в температурном диапазоне от -70 до +180 градусов. Несмотря на исключительные свойства, обладают некоторыми недостатками, а именно слабой смешиваемостью с присадками и узкой сферой использования.
В сравнении с минеральными смазками, синтетика слабо растворяет присадки, а без них она не обладает столь впечатляющими показателями качества. Использовать чистую синтетику целесообразно лишь при очень высоких нагрузках на двигатель, например, в автомобильном спорте.
Есть и V группа базового масла, получаемая на основе сложных эфиров. Чистый продукт этой группы не запущен в массовое производство по причине чрезмерно высокой себестоимости.
Нет единого мнения относительно того, что лучше: минералка или синтетика. Нужно учитывать допуск и рекомендации производителя и состояние транспортного средства. К преимуществам минеральных продуктов относится доступность для автолюбителей, в то время как синтетика ценится за отличную работу при любых температурах.
- Комментарии
Загрузка комментариев...